В России улучшилось качество медицинской помощи онкологическим пациентам по ОМС

22 Апреля 2022
В России улучшилось качество медицинской помощи онкологическим пациентам по ОМС
С начала 2022 года страховые компании рассмотрели 275 жалоб пациентов, связанных с оказанием онкологической помощи в рамках ОМС, и провели свыше 7 тысяч консультаций застрахованным по направлению онкологии – об этом рассказали во Всероссийском союзе страховщиков.  

В 2022 году вступил в силу новый порядок оказания помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, который регулирует правила маршрутизации пациентов, утвержденные региональными Минздравами. При этом ведущая роль отводится центрам амбулаторно-онкологической помощи (ЦАОП). 

В то же время документ призван усилить объективность диагностики онкологического процесса с рутинной практикой использования второго врачебного мнения за пределами места постоянного наблюдения и лечения. Практика «Второго врачебного мнения», в частности, предполагает, возможности телемедицинских консультаций с онкологами научно-медицинских исследовательских центров, проведение дополнительного исследования результатов биопсии патологоанатомами специально созданных референс-центров. Это стало возможно также благодаря интеграции единой государственной информационной системы в практику ведения пациентов с впервые выявленным злокачественным новообразованием.

Новый порядок предполагает и усиление экспертного контроля в онкологии со стороны страховых компаний.  

«Чтобы предотвратить нарушения в маршрутизации больных, нуждающихся в неотложной и плановой госпитализации и переводах, страховые представители остаются на связи и с больными, и с медорганизациями. Социально значимые заболевания, которые имеют высокую распространенность, относятся к ведущим причинам инвалидизации и смертности, и требуют огромных затрат государства на лечение, находятся под особым контролем в страховых компаниях, а иногда даже выделены в отдельные функциональные направления», - комментирует вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.

В то же время Всероссийский союз страховщиков рассказал об улучшении ряда ключевых показателей по итогам 3 лет работы по направлению «онкология». Индивидуальное сопровождение застрахованных граждан и тотальный экспертный контроль страховыми компаниями всех (100%) случаев оказания онкологической помощи позволили к 2022 году существенно улучшить качество проведения противоопухолевой химиотерапии. Так, если в 2019 года частота выявления нарушений в ряде регионов превышала 25%, то к 2022 году распространенность этих нарушений снизилась: 

- при выборе схемы химиотерапевтического лечения – в 1,8 раз;

- при ожидании плановой госпитализации – в 2 раз;

- при профилактике наиболее часто возникаемых побочных действий химиотерапии (тромбоз, сердечная, печеночная недостаточность и др.) – в 2,8 раза.

Чаще всего эксперты сталкиваются с ошибками в лечебно-диагностическом процессе при исполнении установленных законом требований. Такие нарушения могли вызвать осложнения имевшихся патологических процессов или явиться причиной новых заболеваний.  

Достижение цели Федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» зависит не только от работы медорганизаций (центров амбулаторной онкологической помощи, онкодиспансеров), но и от страховых компаний. На страховые компании государством возложен контроль соблюдения доступности и качества медицинской помощи за счет ОМС.

Для снижения преждевременной смертности и увеличения продолжительности жизни онкологических пациентов системой здравоохранения нашей страны реализован ряд мер, к которым, в том числе, относятся:

- информационное сопровождение пациентов для обеспечения посещаемости врачей-онкологов и других узких специалистов;

- контроль соблюдения гарантированных государством сроков и качества оказания медицинской помощи (выполнения всех показанных медицинских услуг);

- последующее устранение нарушений в оказании онкологической помощи, выявленных при проведении контрольных мероприятий.




Источник: R.I.M. COMMUNICATIONS AGENCY