Основные задачи фармрегулирования – сохранение физической и ценовой доступности лекарств и рентабельности производства

14 Апреля 2024
Основные задачи фармрегулирования – сохранение физической и ценовой доступности лекарств и рентабельности производства
Ситуация на фармацевтическом рынке в условиях санкций стала темой обсуждения на конференции «Фармацевтика-2024: правовые вопросы», организатором которой выступил портал PRAVO.RU. Новые экономические условия, явившиеся следствием глобального изменения геополитической обстановки, поставили перед фармотраслью ряд новых задач.

По мнению главы АРФП Виктора Дмитриева, несмотря на периодически возникающие проблемы в проведении валютных транзакций, необходимость перестройки логистических маршрутов, зависимость от импортного производственного оборудования и софта, отрасль довольно успешно справляется с брошенным ей вызовом. Спикер выделил три наиболее горячие темы для фармы сегодня: вопросы патентной зашиты и механизм принудительного лицензирования, ценообразование в отрасли и наднациональное законодательство.

Принудительное лицензирование не является нормативной особенностью России, этот механизм уже применялся ранее рядом стран. Однако это – исключительная мера, и важно четко определить в каких случаях возможно ее применение, что получает держатель патента и кто станет обладателем принудительной лицензии. Рассмотрением этих вопросов займется специально созданная межведомственная комиссия. А для компаний гарантией от принудительного лицензирования может являться только сохранение физической и ценовой доступности их препаратов для россиян.

Яркими заголовками о несостоявшихся торгах пестрят СМИ последнее время. Причиной срыва аукционов Дмитриев назвал несовершенство нормативной базы в сфере госзакупок лекарственных препаратов. Мало того, что сорванные торги ударяют по бюджету, они оставляют пациентов без нужных, а порой и жизненно необходимых им лекарств. Такая ситуация недопустима и требует немедленной корректировки.

Доминирование наднациоального законодательства в сфере фармы тоже создает немало препятствий на пути к лекарственной независимости. В частности, остро стоит вопрос о возможности выбора генерического препарата в качестве препарата сравнения при невозможности покупки или ввоза в страну оригинального для проведения необходимых исследований. Однако законодательная база ЕАЭС крайне статична, внесение в нее изменений процесс длительный, требующий множества согласований, в то время как бизнес фактически готов запустить производство того или иного препарата, который ждут пациенты.

Работа в этих направлениях ведется, бизнес и государство здесь готовы действовать заодно, помня о том, что основные задачи нормативного правового регулирования отрасли – это сохранение физической и ценовой доступности лекарственных препаратов для населения и рентабельности фармпроизводства.

 

Источник: АРФП
x^