«Фармбизнес в России-2013: эпоха перемен»: промоактивность медпредставителей на фоне регуляторных изменений

22 Февраля 2013
«Фармбизнес в России-2013: эпоха перемен»: промоактивность медпредставителей на фоне регуляторных изменений
В Москве завершилась конференция «Фармбизнес в России-2013: эпоха перемен», собравшая представителей множества государственных, общественных и бизнес-структур. В последний день конференции участники обсуждали влияние федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на ситуацию в фармбизнесе.
Что изменилось со стороны фармкомпаний

В ходе конференции руководитель отдела синдикативных исследований фармацевтического рынка (институт маркетинговых исследований «GfK Rus») Евгения Эйрамджанц отметила, что из-за изменений в законодательстве затраты компаний на продвижение продукции фармации среди врачей сократились на 12 % по сравнению с 2011 годом – из-за снижения личных контактов. Резко сократилась и телефонная промоция, по сравнению с началом прошедшего года. В наступившем году уровень взаимодействия в виде личных контактов стремится к объемам 2011 года.

Затраты на продвижение препарата в аптеках сохранили стабильность. Расходы на сопроводительные материалы увеличились, акции выросли в количественном выражении, но упали в цене.

Плюсы и минусы закона: мнение врачей

Михаил Шипилов (г. Смоленск), главный инфекционист области, заведующий инфекционным отделением ГБ отметил, что врачи, в целом, положительно оценивают действие закона, который защищает их в рабочее время от визитов посторонних и позволяет больше внимания уделять пациентам, не отвлекаясь на общение с медицинским представителем.

Ольга Демичева, врач высшей категории, эндокринолог-консультант Городской клинической больницы №11 (г. Москва), считает, что наряду с плюсами, минусы в сложившейся ситуации тоже есть. Сократив личные визиты, фармкомпании сократили также обеспечение врачей информационными материалами (не путать с рекламными). Информационные материалы знакомят специалистов с новейшими результатами клинических исследований и стандартами фармакотерапии. Донесение свежей специализированной информации – один из наиболее ценных моментов в общении медпредставителя и врача.

Закон был принят для усиления борьбы с коррупцией. Раньше медицинские представители в целях продвижения своей продукции использовали даже подкуп. Теперь рычагов влияния на докторов меньше, но чаще стали наблюдаться чаще случаи давления, агрессивных способов продвижения препаратов, что не лучшим образом сказывается на моральном состоянии врача. Однако этот минус спровоцирован не законом, а поведением отдельных представителей.

Закон отправил медпредставителей из больниц в аптеки

Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» предусмотрено назначение лекарственных препаратов по международному непатентованному наименованию (МНН), при его отсутствии – по группировочному наименованию, а в случае отсутствия у препарата МНН или группировочного наименования – по торговому наименованию. Данная норма вводится с целью исключения возможности выписки пациентам определенных препаратов только на основании договоренности врача с фармкомпанией.

Интересно, что работники фармации активизировали продажи ЛП, перераспределив визиты и проведение акций из врачебных кабинетов в аптеки. Во-первых, потому, что возросла роль провизора-первостольника в окончательном выборе того или иного лекарственного препарата. Пациент имеет на руках рецепт с указанием только международного непатентованного названия нужного препарата, и провизор может повлиять на принятие пациентом решения о приобретении лекарства той или иной торговой марки. Если не раньше влияние фармацевтического работника распространялось больше на приобретение препаратов безрецептурной группы (средства от кашля, жаропонижающие), то сейчас провизор влияет на выбор средств, торговые названия которых ранее определялись врачом.

Закон работает не в интересах пациента?

Многие врачи считают, что врач должен иметь возможность назначать конкретный препарат, который доказал свою эффективность в мировой медицине. Конкретизировать же препарат может только его торговое название. Сейчас же врач сможет только устно порекомендовать то лекарственное средство, которое он считает оптимальным.

Это справедливо, если врач действительно руководствуется интересами больного, а не думает исключительно о бонусах от фармкомпаний. В последнем случае ФЗ «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов…» работает как раз в интересах пациента, у которого появляется шанс приобрести лекарство лучшего качества, чем по рекомендации ангажированного доктора.


Источник: РИА АМИ