Проблемы подготовки кадров для радиологической службы на региональном уровне

29 Октября 2015
Т.В. Кульнева, врач-рентгенолог, ассистент кафедры онкологии, лучевой терапии и лучевой диагностики ВГМА им. Н.Н. Бурденко
Проблемы подготовки кадров для радиологической службы на региональном уровне
Никакое медицинское исследование невозможно без опытного специалиста, способного своевременно и грамотно оценить его результаты. При этом врачи высшей категории, работающие в сфере традиционной рентгенологии, не могут считаться высококвалифицированными в остальных областях медицинской визуализации.

На фоне бурного развития высокотехнологичных методов исследования в России за последнее десятилетие произошло расширение сферы применения новых высокотехнологичных методов диагностики: УЗИ, МСКТ (от 16- до 264-срезовых томографов), МРТ (от 1 до 3 Тесла), ПЭТ. В связи с этим резко возросло количество специализированных (как государственных, так и частных) центров по лучевой диагностике.

Даже прекрасное знание топографической анатомии не гарантирует молодому специалисту правильной трактовки результатов МРТ-сканирования.

Для опытного же врача не составляет труда даже при нативном исследовании найти патологические изменения, например, в параселлярной области, и своевременное сканирование с применением контрастирования позволит уточнить распространение объемного процесса, что доказывает необходимость наставничества в начальный период работы молодых специалистов.

Приказ Минздрава РФ № 132 «О совершенствовании службы лучевой диагностики», изданный в 1991 г., положил начало созданию единой специальности «Луче­вая диаг­ностика», объединяющей все «старые» методы (традиционную рентгенологию, ангио­графию, радионуклидную диагностику) и новые технологии (УЗИ, РКТ, МРТ и др.).

Схема подготовки специалистов по лучевой диагностике в России на сегодняшний день включает базовое образование, после которого выдается диплом врача.

 Но молодой специалист не получает возможности сразу самостоятельно работать, он должен пройти обучение в интернатуре (1 год) и ординатуре (2 года). Только после этого выдается сертификат специалиста-рентгенолога. В дальнейшем врач продолжает повышать свою квалификацию (рис. 1).

Согласно современному федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) по специальности 060101 «Лечебное дело» осуществляется обучение будущих врачей в области медицинской визуализации по двум дисциплинам: «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» и «Общая хирургия, лучевая диагностика».

Сколько же учебных часов посвящено медицинской визуализации в рамках каждой из этих специализаций? В курсе «Лучевая диаг­ностика» их количество колеб­лется от 54 до 396 (для объединенных курсов), что составляет от 0,5 до 3,5% всего учебного времени, отведенного на цикл общей хирургии или пропедевтики внутренних болезней (рис. 2).

Таким образом, на примере МРТ можно сделать вывод, что отдельного учебного курса, изучающего возможности МРТ-диагностики как перспективного метода медицинской визуализации, в базовой части ФГОС не предусмотрено. Отведенные учебные часы не позволяют осуществить подготовку будущих врачей в области МРТ-диагностики на должном уровне.

Рассмотрим ситуацию в учебном плане послевузовской профессиональной подготовки по специальности «Рентгенология» на примере МРТ, которая изучается только в курсе «Методы лучевой диагностики, не связанные с рентгеновским излучением». Этот курс для интернов дается в объеме 8 часов (в программу ординатуры он не включен), в сертификационном цикле на изучение методов отводится всего 2 часа, а в учебном плане переподготовки – 4 часа.

Таким образом, образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки по специальности «Рентгенология» также не предполагает подготовку врачей-рентгенологов к работе на МРТ. При этом для лицензирования МРТ-центра/отделения/кабинета необходимо наличие аппарата, сертифицированных врача-рентгенолога и врача-лаборанта, но не требуется наличие специалиста по МРТ.

Существуют циклы и курсы усовершенствования по МРТ в ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» РАН (Мос­ква), Российском НИИ травматологии и ортопедии им. Р.Р. Вредена (Санкт-Петербург). Но, к сожалению, данных курсов мало, они не дают врачам практических навыков в необходимом объеме и не гарантируют дальнейшее сопровождение молодых специалистов опытными наставниками.

Для решения данной проблемы по инициативе федеральной сети диагностических центров «МРТ-Эксперт» и федеральной сети медицинских центров «Клиника-Эксперт» в СибГМУ (Томск) и КГМУ (Курск) (планируется также в ВГМА им. Н.Н. Бурденко (Воронеж)) в учебные планы подготовки студентов 5-6 курсов, интернов и ординаторов введены элективные курсы (по выбору) по изучению методов МРТ-диагностики.

Они дают не только теоретические, но и практические знания, обеспечивают подготовку компетентных врачей в облас­ти МРТ-диагностики. Кроме этого, возможны объединение негосударственных МРТ в некоммерческое партнерство и создание корпоративных специализированных учебных центров с расширенной компетентностной подготовкой врачей МРТ-диагностики. Образовательные технологии в корпоративном обучении врачей включают в себя:

  • структурно-логические технологии;
  • диалоговые технологии;
  • технологии активного обучения;
  • технологии педагогической поддержки;
  • интеграционные технологии;
  • тренинговые технологии;
  • информационно-компьютерные технологии;
  • дистанционные образовательные технологии;
  • интернет-технологии.

Таким образом, проблема подготовки кадров для радиологической службы (на примере МРТ-диагностики) на региональном уровне уже успешно решается с помощью создания элективных курсов для учащихся вузов, открытия учебных центров для подготовки врача МРТ и программы, предусматривающей обязательные практические навыки с последующей стажировкой на рабочем месте (не менее 3-х месяцев) под руководством опытного наставника.