Применение растительных препаратов поможет сохранить антибиотики для будущих поколений

7 Октября 2022
Применение растительных препаратов поможет сохранить антибиотики для будущих поколений
На Всемирном конгрессе ринологов, который прошел 11–14 июля 2022 г. в Санкт-Петербурге, с докладом «Возможные альтернативы антибиотикорезистентности в оториноларингологии» выступил заместитель директора по научной работе ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи» Минздрава РФ, заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор С.В. Рязанцев.
На Всемирном конгрессе ринологов, который прошел 11–14 июля 2022 г. в Санкт-Петербурге, с докладом «Возможные альтернативы антибиотикорезистентности в оториноларингологии» выступил заместитель директора
по научной работе ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи» Минздрава РФ, заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор С.В. Рязанцев.

Спикер начал свое выступление с исторического экскурса, напомнив, что почти 100 лет назад, в 1929 г. Александр Флеминг впервые представил широкой общественности свое грандиозное открытие – пенициллин. Тогда это синтезируемое плесенью новое нетоксичное лекарство, успешно прошедшее испытания на людях, было признано самым мощным из известных антибактериальных препаратов (АБП).
В 1945 г. Флеминг осознал, что в скором времени микробы смогут выработать резистентность к пенициллину. Но ученый был уверен, что выработку такого рода устойчивости вполне можно предотвратить.
Проблема антибиотикорезистентности в мире особенно остро стоит в последние10 лет [1]. В первую очередь, по мнению международных экспертов, это связано с тем, что врачи амбулаторной практики в 90% случаев обращений пациентов с острыми респираторными инфекциями (ОРИ), включая ОРВИ, без основательно назначают им антибиотики [2].

Screenshot_201.jpg

В разработанной Минздравом РФ «Стратегии предупреждения распространения антимикробной резистентности в России на период до 2030 года» отмечено, что распространение резистентности к противомикробным препаратам – одна из самых острых проблем нашего времени, которая создает биологические и экономические угрозы для всех стран. В документе подробно изложены меры, направленные на предотвращение распространения устойчивости к противомикробным препаратам в Российской Федерации на период до 2030 г., а также указаны основные причины распространения антибиотикорезистентности. К ним относятся:

•  недостаточная доступность средств выявления развития резистентности микроорганизмов к лекарственным препаратам в практическом здравоохранении и ветеринарии;
•  нерациональное и/или бесконтрольное применение противомикробных, химических и биологических агентов в здравоохранении, сельском хозяйстве и пищевой промышленности;
•  дисбаланс качественного и количественного состава нормальной микробиоты человека или животных;
•  загрязнение окружающей среды и появление резистентности, связанные с использованием генетически модифицированных организмов (ГМО) и вредителей растений;
•  отсутствие механизмов межведомственного взаимодействия для предотвращения распространения резистентности к противомикробным препаратам и ее мониторинга.

Профессор С.В. Рязанцев привел статистические данные, касающиеся необоснованного приема пациентами АБП. Так, в Австралии системные антибиотики назначают в 4–9 раз чаще, чем это предписано клиническими рекомендациями. В США случаи назначения детям антибиотиков при ОРВИ составляют 18–36%, в Южной Корее – 58,7%, в России – 59,6%, в Сербии – 87–96% [3]. При этом спикер отметил, что рост антибиотикорезистентности происходит на фоне дефицита выхода на мировой рынок новых системных АБП.
Возник так называемый крест резистентности. Начиная с 1980х гг. резистентность к антибиотикам выросла на 40–50% [4]. В последние годы новых регистраций АБП практически не было.
Докладчик суммировал данные последних исследований: «Более 90% ОРИ имеют вирусное происхождение – при этом антибиотики бесполезны, но тем не менее назначаются. В 30% случаев при амбулаторных обращениях назначения АБП излишни. 44% из более чем 266 миллионов ежегодных назначений антибиотиков в США приходится на ОРИ. Это приводит к росту резистентности к противомикробным препаратам. По экспертным оценкам, во всем мире не менее 700 тысяч человек ежегодно умирают в результате развития резистентных инфекций. Таким образом, упорное необоснованное применение антибиотиков – это огромная глобальная проблема!». Профессор С.В. Рязанцев призвал коллег сохранить антибиотики для будущих поколений и разъяснил, как этого можно достичь: «Требует
ся изменить парадигму стартовой терапии внебольничных инфекций дыхательных путей и ЛОРзаболеваний».

Screenshot_202.jpg

Решая вопросы антибактериальной политики в области оториноларингологии, члены экспертного совета Национальной медицинской ассоциации оториноларинголов (НМАО) РФ в 2019 г. на тематической конференции приняли ряд конструктивных решений [5]. Докладчик огласил некоторые из них:
1. Учитывая рост резистентности к антибиотикотерапии во всем мире и в России в частности, НМАО поручено разработать конкретные меры по возможному снижению антибиотикорезистентности по данной специальности [5]. …
12. Для снижения потребности в антибактериальной терапии необходимо своевременно включать в схему лечения острых риносинуситов и небактериальных тонзиллофарингитов препараты растительного происхождения, обладающие противовирусным и антибактериальным действием, для предотвращения бактериальных осложнений и минимизации применения системных антибиотиков. Высокий профиль безопасности этих препаратов наряду с доказанной эффективностью и отсутствием нежелательных лекарственных взаимодействий позволяют сочетать их с любыми лекарственными средствами как системного, так и местного действия, также они могут применяться как самостоятельные препараты при вирусной и поствирусной стадиях инфекционных заболеваний ЛОРорганов [5].
Относительно эффективности применения традиционных препаратов растительного происхождения при ОРИ, успешно применяемых издавна, по мнению профессора С.В. Рязанцева, наглядно свидетельствует ретроспективное исследование данных >230 тыс. пациентов, проживающих в Германии [6].

Screenshot_203.jpg

Из них 117 182 пациентам были назначены фитопрепараты в день постановки диагноза, такое же количество испытуемых составляли контрольную группу. Большинство обследованных пациентов – 67% (из них 9,4% – дети и подростки) лечили врачи общей практики, 28% пациентов терапию проводили педиатры. Предписанные фитопрепараты содержали экстракт корня Pelargonium sidoides (EPs® 7630), миртол, цинеол, чабрец, плющ и другие комбинации целебных трав.
Спикер рассказал, что на протяжении веков отвары корней P. sidoides традиционно использовались в Южной Африке для лечения различных инфекций. В конце XIX в. англичанин Чарльз Х. Стивенс представил это растительное лекарственное средство в Европе. После того, как он с помощью отвара корня P. sidoides вылечился от туберкулеза, это средство стало известно как «Лекарство от чахотки Стивенса».

Screenshot_204.jpg
В настоящее время растительное сырье P. sidoides для препарата Умкалор собирают в дикой природе, а также выращивают в специальных хозяйствах с применением экологичных методов культивации. Процесс изготовления  экстракта EPs® 7630 контролируется согласно руководству надлежащей практики организации производства.

Screenshot_205.jpg

Механизм действия Pelargonium sidoides был изучен в 1970х гг. Проведенные исследования демонстрируют, что EPs® 7630 оказывает терапевтическое воздействие на организм в следующих направлениях:
•  противомикробное [7], в том числе антибактериальное – обладает прямым бактериостатическим действием (уступает антибиотикам) [8], ингибирует адгезию бактерий к здоровым и мертвым клеткам слизистой оболочки [9], редуцирует интернализацию бактерий в клетках слизистой оболочки [9], активизирует фагоцитоз, провоцирует окислительный стресс и вызывает внутриклеточную гибель бактерий [10]), а также ингибирует активность нейраминидазы и гемагглютинина, подавляя репликацию респираторных вирусов [11];
•  иммуномодулирующее: стимулирует синтез βинтерферонов, противовоспалительных цитокинов и дефензинов, снижает уровень вирусной инфекции клеток бронхиального эпителия) [12];
•  секретомоторное (стимулирует частоту биения ресничек мерцательного эпителия) и секретолитическое (облегчает транспорт секрета из дыхательных путей) (рис. 1). Спикер рассказал, что исследователями in vitro была проведена оценка влияния EPs® 7630 на стрептококки группы A (GAS), прикрепляющиеся к эпителиальным клеткам хозяина и внедряющиеся в них [9]. Выяснилось, что препарат EPs® 7630 дозозависимо ингибировал адгезию бактерий к здоровым клеткам слизистой оболочки. Его применение привело к 7кратному увеличению адгезии также к мертвым эпителиальным клеткам [9].
Умкалор также экспериментально доказал ингибирование ро
ста типов микроорганизмов: грамположительных (Staphylococcus aureus, Streptococcus pneumoniae, бетагемолитический стрептококк) и грамотрицательных (Escherichia coli, Klebsiella pneumoniae, Proteus nurabilis, Pseudomonas aeruginosa, Haemophilus influenzaе). Умкалор снижает адгезию бактерий к неповрежденным эпителиальным клеткам, тем самым защищая организм от бактериальной колонизации и суперинфекции.
Лечение EPs® 7630 привело к заметному снижению интернализации бактерий в клетки слизистой оболочки [9] (рис. 2, 3). Этот момент имеет важное значение в профилактике развития рецидивирующих инфекций, поскольку интернализованные бактерии способны уклоняться от воздействия защитных факторов иммунной системы.
Профессор С.В. Рязанцев привел данные исследований, подтверждающих, что EPs® 7630 стимулирует частоту биения ресничек мерцательного эпителия, повышая ее на 30% [13], и облегчает транспорт секрета из дыхательных путей [14] (рис. 4). Докладчик рассказал о проведении 19 двойных слепых плацебоконтролируемых исследований пациентов с различными инфекциями дыхательных путей с применением EPs® 7630 и представил данные, подтверждающие клиническую эффективность этого препарата.
По мнению профессора С.В. Рязанцева, интерес для специалистов представляет многоцентровое открытое исследование с участием 1000 пациентов (2–35 лет), в рамках которого изучалась эффективность EPs® 7630 при нестрептококковом тонзиллофарингите: ремиссия/редукция отдельных симптомов отмечалась у 95–98% пациентов [15] (рис. 5).
Еще одно исследование зарубежных авторов показало, что при лечении EPs® 7630 на 7й день симптомы синусита значительно уменьшились по сравнению с плацебо
(p<0,00001) [16] (рис. 6).
Спикер отметил, что EPs® 7630 показал лучшую клиническую и противомикробную эффективность по сравнению с амоксициллином [17] (рис. 7).
Принципы этиопатогенетической терапии острого синусита подробно изложены в Европейских клинических рекомендациях по риносинуситу и назальным полипам от 2020 г. (EPOS 2020) [18]. В документе отмечено, что P. sidoides – растительное лекарственное средство, считающееся эффективным при лечении инфекций верхних дыхательных путей.

Screenshot_206.jpg

Докладчик пояснил, что экстракт корня пеларгонии (EPs® 7630) также известен российским оториноларингологам под названием Умкалор. Он зарегистрирован в России как безрецептурный лекарственный препарат и применяется для лечения острых и хронических инфекционно-воспалительных заболеваний дыхательных путей и ЛОРорганов (синусит, назофарингит, тонзиллит, бронхит) в составе комплексной терапии [19].
Умкалор (EPs® 7630) включен в международные клинические рекомендации EPOS 2020 как растительное лекарственное средство, доказавшее свою эффективность в двойных слепых плацебоконтролируемых исследованиях. Препарат также рекомендован Кокрановским сотрудничеством для лечения острых инфекций дыхательных путей (Кокрановская база данных систематических обзоров, 2008 г., выпуск 3).
Таким образом, подытожил профессор С.В. Рязанцев, благодаря уникальному механизму действия (противовирусный/иммуномодулирующий, антибактериальный, секретолитический/секретомоторный эффекты) препарат Умкалор (EPs® 7630) эффективно редуцирует симптомы инфекционно-воспалительных заболеваний дыхательных путей, сокращает их продолжительность, при этом не вызывает резистентности к АБП и имеет очень хороший профиль переносимости.
Препарат Умкалор (EPs® 7630) представлен в российских и международных рекомендациях.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Солдатова И.Г. Антибиотикорезистентность – проблема здравоохранения или конкретного врача? Антибиотикорезистентность в педиатрии: проблемы и решения. Доктор.Ру. 2019;5(160):38.
2. Козлов Р.С. Устойчивость к антибиотикам как одна из основных проблем современного здравоохранения. Вестник Росздравнадзора. 2017;4:28–33.
3. Николаева С.В., Горелов А.В. Острые респираторные инфекции у детей: рациональный подход к терапии. РМЖ. Медицинское обозрение. 2019;3:57–59.
4. Boucher H.W. et al. 10 x ‘20 Progressdevelopment of new drugs active against gramnegative bacilli: an update from the Infectious Diseases Society of Ameri
ca. Clin Infect Dis. 2013;56(12):1685–1694.
5. Резолюция совета экспертов НМАО по проблеме антибиотикотерапии в оториноларингологии. Российская оториноларингология.
2019;18;1(98):135–138.
6. Martin D. et al. Reduced antibiotic use after initial treatment of acute respiratory infections with phytopharmaceuticals a retrospective cohort study. Postgrad Med. 2020;132(5):412–418.
7. Литусов Н.В. Общая микробиология. Иллюстрированное учебное пособие. Екатеринбург: Издво УГМУ, 2015. 516 с.
8. Kayser O., Kolodziej A. Antibacterial activity of extracts and constituents of Pelargonium sidoides and Pelargonium reniforme. 1997. Planta Med. 1997;63(6):508–510.
9. Conrad A., Jung I. et al. Extract of Pelargonium sidoides (EPs 7630) inhibits the interactions of group Astreptococci and host epithelia in vitro. Phytomedicine. 2007;14(Suppl 6):52–59.
10. Conrad A., Hansmann C. et al. Extract of Pelargonium sidoides (EPs 7630) improves phagocytosis, oxidative burst, and intracellular killing of human peripheral blood phagocytes in vitro. 2007;14(Suppl 6):46–51.
11. Theisen L.L., Muller C.P. EPs® 7630 (Umckaloabo®), an extract from Pelargonium sidoides roots, exerts antiinfluenza virus activity in vitro and in vivo. Antiviral Res. 2012;94(2):147–156.
12. Roth M. et al. Pelargonium sidoides radix extract EPs 7630 reduces rhinovirus infection through modulation
of viral binding proteins on human bronchial epithelial cells. PLoS One. 2019;14(2):e0210702.
13. Neugebauer P. et al. A new approach to pharmacological effects on ciliary beat frequency in cell culturesexemplary measurements under Pelargonium sidoides extract (EPs 7630). Phytomedicine. 2005;12(1–2):46–51.
14. Bao Y. et al. Evaluation of pharmacodynamic activities of EPs® 7630, a special extract from roots of Pelargonium sidoides, in animals models of cough, secretolytic activity and acute bronchitis. Phytomedicine. 2015;15;22(4):504–509.
15. Berezhnoi V.V., Heger M., Lehmacher W., Seifert G. Clinical efficacy and safety of liquid Pelargonium sidoides preparation (EPs 7630) in children with acute nonstreptococcal tonsillopharyngitis. J Compr Ped. 2016;7(4):e42158.
16. Bachert C., Schapowal A., Funk P. et al. Treatment of acute rhinosinusitis with the preparation from Pelargonium sidoides EPs 7630:a randomized, double–blind, placebo–controlled trial. Rhinology. 2009;47(1):51–58.
17. Perić A. et al. Herbal Drug EPs 7630 versus Amoxicillin in Patients with Uncomplicated Acute Bacterial Rhinosinusitis: A Randomized, OpenLabel Study. Ann Otol Rhinol Laryngol. 2020;129(10):969–976.
18. Fokkens W.J., Lund V.J., Hopkins C., Hellings P.W., Kern R., Reitsma S., BernalSprekelsen M., Mullol J. et al. European Position Paper on Rhinosinusitis and Nasal Polyps 2020. Rhinology. 2020;58(Suppl S29):1–464
19. Инструкция по медицинскому применению препарата Умкалор.

x^