Рынок медицинских изделий 2013 года

12 Октября 2015
А.В. Виленский
В материале проведена экспертная оценка мирового рынка медицинских изделий за прошлый год, а также сделан прогноз его развития. Выделены основные показатели, характеризующие положение дел в странах БРИК. Указаны основные факторы, влияющие на развитие российского рынка медизделий, и рассмотрены пути решения нынешних проблем. Проанализировано состояние ключевых сегментов российского рынка и даны прогнозы их развития до 2020 года.
Рынок медицинских изделий 2013 года

Сведения об авторе:
А.В. Виленский, генеральный директор научно-технического центра «Медитэкс»


В материале проведена экспертная оценка мирового рынка медицинских изделий за прошлый год, а также сделан прогноз его развития. Выделены основные показатели, характеризующие положение дел в странах БРИК. Указаны основные факторы, влияющие на развитие российского рынка медизделий, и рассмотрены пути решения нынешних проблем. Проанализировано состояние ключевых сегментов российского рынка и даны прогнозы их развития до 2020 года.

В 2013 г. все внимание специалистов в области здравоохранения было сосредоточено на таких важных вопросах, как принятие новых нормативных актов. Правовые моменты всегда волнуют всех, т.к. невыполнение требований законодательства чревато серьезными последствиями для бизнеса и может привести даже к остановке деятельности организации.
Мировой рынок медицинских изделий в последние годы демонстрирует медленный стабильный рост (примерно на 5-6% в год), в основном за счет развивающихся стран. При этом самыми крупными по объему остаются традиционные рынки США, Японии и Европы. В последние годы там отмечается стагнация. Самый большой из развивающихся рынков (страны БРИК) – в Китае, Россия пока еще его не догнала. В Китае больше численность населения, и если пересчитать показатели на душу населения, то получается, что в России положение дел намного лучше. Все расчеты обычно относительные. Если учитывать ВВП, то получится другая картина. Можно также рассчитать насыщенность рынка, возможные точки роста и другие параметры.
Российский рынок медизделий плохо прогнозируем, т.к. имеется огромное количество факторов, оказывающих влияние на его функционирование. Основные из них – это материальная составляющая (объемы средств, которые закачиваются в систему) и состояние нормативной базы. Последний фактор опосредованно влияет на объемы рынка. Например, из-за того, что в настоящее время есть проблемы с регистрацией, некоторые продукты вообще не выходят на рынок. По той же причине затягиваются многие инновационные российские проекты с участием иностранных инвесторов. Постановление правительства РФ «Об особенностях осуществления закупок медицинских изделий для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в том числе ограничивающие допуск на отечественный рынок импортных медицинских изделий) является очень серьезным фактором, который может сильно перекроить рынок.
В 2014 г. ожидается вступление в силу еще нескольких нормативных документов, поэтому ожидается некоторый спад. Так, с 1 января 2014 г. осуществляется переход на контрактную систему закупок, механизмы функционирования которой до конца непонятны. Принятие некоторых соглашений и их функционирование в рамках Таможенного союза – дело непростое. Этот фактор тоже может оказать существенное влияние на кратко­срочную и среднесрочную перспективу развития рынка.
Что касается финансовых составляющих, то наш рынок всегда развивается скачкообразно. Мы понимаем, что в части инноваций в целом он растет, причем невозможно выявить определенные точки роста (какой сегмент развивается более активно, например, неврология или стоматология), как это можно четко отследить в других странах.
У нас какие области медицины получили финансовую поддержку, те и развиваются, например, в рамках федерально-целевой программы модернизации здравоохранения. В итоге системного развития рынка не происходит. Охватываются какие-либо определенные сегменты рынка, и в итоге нередко происходит их перенасыщение.
Существует федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности до 2020 г.». Теоретически определены объемы финансирования государственной системы здравоохранения на период до 2020 г. (рис. 3). Какая именно часть этих средств будет затрачена на медицинские изделия и оборудование, сказать сложно. Тем не менее у системы есть перспективы, т.к. запланировано вливание значительных средств.
Исходя из официальной статистики, на нашем рынке представлено только 8% (38 тысяч видов) от всех зарегистрированных в мире медицинских изделий (их около 500 тысяч видов). Нам есть куда расти. В России представлены медизделия порядка 30% всех мировых производителей. С точки зрения расширения рынку также есть куда развиваться. Очевидно, что некоторые медицинские технологии (и не только высокотехнологичные) у нас пока не представлены вообще в силу их невостребованности. Некоторые из них не представлены именно потому, что нет соответствующих механизмов функционирования рынка. Поэтому наш рынок хоть и малопредсказуемый, но перспективный, хотя бы потому, что он демонстрирует очень существенный рост, и у него есть высокий потенциал.
Структура рынка медицинских изделий на сегодняшний день такова: 88% – государственные закупки, около 12% отводится на частную медицину. Этот сектор в последние годы растет. Это радует, потому что когда он по объему будет сопоставим с государственным сектором, это тоже повлечет за собой некоторые изменения правил игры. Может быть, произойдет упорядочение рынка, процедур осуществления закупок и т.п. Система оценки медицинских технологий (health technology assessment, HTA) на медицинские изделия в России не распространяется, соответственно, экономическую эффективность их применения никто никогда не рассматривает. Мы рассчитываем на то, что с увеличением доли рынка в частном секторе эта ситуация тоже будет меняться в лучшую сторону.
Объем отечественного производства на рынке медизделий – порядка 17% (остальное – импорт). В соответствии со «Стратегией развития медицинской промышленности в РФ до 2020 г.» эта доля в итоге должна составлять 40%. Данный показатель вполне достижим за счет процессов локализации (смотря как подсчитать – в стоимостном выражении или в количественном). Некоторые производители уже стартовали (у них будет определенное преимущество, когда войдут в силу соответствующие нормативы).
Примерно нами подсчитано: около 9% рынка составляет б/у оборудование (мы не брали во внимание расходные средства), которое закупается в основном в частном секторе, но иногда фигурирует и в госзакупках. Данное обстоятельство должно привлекать внимание экспертов. Это существенный момент, свидетельствующий о том, как функционирует рынок. Если в стране нет системы HTA, а закупается 9% б/у оборудования, значит, это кому-то выгодно. С этой ситуацией надо разбираться.
Основные проблемы рынка медицинских изделий следующие:
• отсутствие базового нормативного документа;
• некачественные медизделия (наличие «серого» импорта);
• ответственность на медработнике при неблагоприятных случаях их использования;
• отсутствие штата сотрудников при проведении госконтроля за обращением медизделий;
• сложность исследования данного рынка.
А.М. Третьякова, исполнительный директор Ассоциации международных производителей медицинских изделий (IMEDA) недавно на конференции сказала: «У нас не существует рынка медицинских изделий, а существуют рынки отдельных сегментов». Общая цифра объема рынка медицинских изделий в мире, отдельной стране непоказательна, она нужна очень малому количеству экспертов. Например, Минпромторгу для определения целевых показателей, в какой-то степени она нужна Мин­здраву. Компаниям эта цифра мало о чем говорит, даже то, как изменяются какие-либо показатели. А вот сегменты развиваются неравномерно. У них могут быть разные схемы закупки, схемы распространения, рекламирования. Именно исследование по сегментам, даже внутри сегментов представляет собой определенный интерес.
Сегментация рынка медицинских изделий следующая:
• офтальмология и линзы;
• ортопедия;
• гинекология, неонатология и перинатология;
• урология;
• оборудование для сердечно-сосудистой хирургии;
• хирургия;
• имплантаты;
• косметология и пластическая хирургия;
• ИВЛ, анестезия, наркозное оборудование;
• эндоскопы;
• функциональная диагностика и мониторинг;
• лабораторная диагностика (in vitro);
• диагностическое оборудование и изделия с высокой степенью визуализации;
• общая терапия;
• физиотерапия;
• эфферентная терапия;
• приборы удаленного наблюдения и оповещения;
• общеклиническое оборудование;
• стерилизация и дезинфекция;
• мобильные медицинские ком­плексы;
• служба крови;
• реабилитация и средства для инвалидов;
• медизделия для самостоятельного применения пациентами и самотестирования;
• травматология;
• стоматология;
• оториноларингология;
• медицина катастроф;
• онкология и пр.
Мы очень долго занимаемся вопросами сегментации рынка для того, чтобы компаниям было удобно работать с этими данными. Но в России большие проблемы с номенклатурой медицинских изделий, а это тоже влечет за собой целый ряд вопросов, связанных с регулированием рынка. Например, по каким именно критериям оценивать взаимозаменяемость? Я помню целый ряд совещаний в Минздраве, когда мы обсуждали эти вопросы, все всем доказали, всем объяснили, насколько хороша международная номенклатура медицинских изделий (GMDN), как на ее основе строить классификацию. В результате пока мы руководствуемся приказом Минздрава РФ от 6 июня 2012 г. № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий», о котором хорошего сказать нечего. Мы проанализировали рынок компьютерных томографов и построили прогноз его дальнейшего развития у нас в стране. Понятно, что одно-двухсрезовые томографы уйдут, постепенно будут развиваться более высокие сегменты. Потом будут 16-, 64-срезовые и т.д. Внутри сегмента можно посмотреть статистику (рис. 4).
Рынок ядерной медицины – это сегмент, который будет расти, и рост обусловлен различными государственными программами. Он активно поддерживается в разных инстанциях и ведомствах (рис.  5).
Обратная ситуация – мы прогнозируем в ближайшее время падение сегмента наркозно-дыхательного оборудования, потому что перенасытили его в рамках модернизации предыдущих нескольких программ. Потом он восстановится. В дальнейшем намечено применение ксенона в анестезиологии, и рост данного сегмента рынка будет связан именно с этим (рис. 6). Руководители системы здравоохранения пока этот факт не учитывают, а потом, очевидно, к данному вопросу вернутся.
Имеется прогноз развития рынка медизделий, который фигурирует в Стратегии и федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности до 2020 г.». В нем указано, что рынок медицинских изделий в РФ будет постоянно демонстрировать устойчивый рост и достигнет 450 миллиардов к 2020 году. Мы сделали свой альтернативный прогноз: неизбежно падение рынка, потом рост, но никогда идеальной прямой не будет, поэтому нужно более детально смотреть на эти вопросы, учитывая, что в конце года данные у различных исследователей немного разнятся (рис. 7).